Подписаться на фиды:

вторник, 23 октября 2012 г.

Светлой памяти Рассела Минса


Рассел Минс, глава республики Лакота, борец за права индейцев и один из руководителей 71-дневной вооруженной обороны Вундед-Ни в Южной Дакоте в 1973 году, актер и режиссер умер на 73-м году в своем доме в резервации Пайн-Ридж, Северная Дакота.

Здесь он и родился 10 ноября 1939. После смерти отца в 1942 году во время Второй мировой войны семья переехала в Вальехо, Калифорния. Минс с малолетства работал на верфи ВМФ, часто приезжая навестить родных в Дакоте.

Он присоединился к движению за права индейцев (AIM) в 1969 году, основал первое отделение AIM за пределами Миннеаполиса и он первым национальным координатором этой организации в 1971 году.

В 1970 году он был среди группы индейских активистов, которые осквернили высеченную в скалах Рашмор каменную голову Джорджа Вашингтона. В 1972 году он принимал участие в семидневной оккупации и уничтожении штаб-квартиры Бюро по делам индейцев в Вашингтоне, округ Колумбия.

 Наиболее яркой протестной акцией стала вооруженная оборона исторического места Вундед-Ни в резервации Пайн-Ридж, где в 1890 году силами 7-го кавалерийского оккупационного полка иудо-простестантов были окружены и убиты более 200 индейцев племени сиу, включая женщин и детей. В феврале 1973 года порядка 200 индейцев вышли на акцию против поддержанного властями и полицией вождя Ричарда Уилсона, который был обвинен племенем в коррупции и злоупотреблении властью. Против восставших индейцев было брошено более тысячи американских военных и агентов ФБР, вооруженных автоматическим оружием, в сопровождении девяти бронетранспортеров и нескольких вертолетов. Среди требований восставших было начало слушаний в Конгрессе дела о защите исторических прав индейцев на их имущество, находящееся в «управлении» правительства США.

Противостояние длилось до мая, когда в результате перестрелки было убито два индейца и ранен один полицейский США. Тогда Федеральная прокуратура предъявила обвинение 89 активистам, включая Минса и его соратника по движению Банка, которых позже назвали» самыми известными индейцами после Сидящего Быка и Бешенной Лошади».

 Все активисты были оправданы в 1974 году – спустя восемь месяцев после их ареста. На 20-ю годовщину событий, бывший губернатор штата Южная Дакота Билл Джанклоу сказал, что «восстание способствовало «развитию расизма».

Минс ответил, что «Восстание в Вундед Нии восстановило достоинство индейцев, позволив почувствовать себя людьми, вызвало культурный ренессанс и стало духовной революцией».

 К моменту оккупации европейцами Северной Америки на землях 48 штатов проживало 12 млн. индейцев. К началу XX века чистокровных индейцев осталось 250 тысяч. 70% индейцев - беженцы в собственной стране, согнаны со своей земли. США провели геноцид, несравнимый ни с чем: они истребили 99,6% индейцев.

Так настоящая история американского праздника «Дня благодарения» началась в 1637 году около нынешнего города Гротон, штат Коннектикут, где на ежегодный праздник урожая собралось более 700 индейцев - мужчин, женщин и детей. Перед рассветом их окружили английские и голландские колонисты, которые приказали индейцам выйти из общего дома. Тех, кто вышел, пристрелили или забили дубинками, а обезумевших от ужаса женщин и детей сожгли заживо в доме. На следующий день губернатор колонии «Массачусетский Залив» объявил «День Благодарения», поскольку было уничтожено 700 безоружных мужчин, женщин и детей.

 
Приободренные своей «победой», бравые колонисты атаковали одну деревню за другой. Женщин и детей старше 14 лет продавали в рабство, остальных убивали. Из портов Новой Англии постоянно отправлялись корабли, на борту которых было до 500 рабов. За скальпы индейцев выплачивалось вознаграждение, чтобы привести к смерти как можно больше местных жителей.

 
После особенно успешного рейда церкви объявили второй «день
 благодарения», чтобы отпраздновать победу над «дикими варварами». Во время празднования на улицах пинали отрубленные головы индейцев, как футбольные мячи. В племени вампаноаг вождю отрезали голову и водрузили ее на кол в городе Плимут, штат Массачусетс, где она простояла 24 года.

Сегодня «день благодарения» характеризуется безудержным потреблением американцев. Характерная фраза из газеты «Протестант»: «благочестие и удовлетворение идут рука об руку».

Сегодня средний возраст жителей резерваций все ниже и ниже. Мужчины не доживают до 44 лет, женщины - до 47. Это хуже, чем в беднейших странах Африки. Безработица - около 73%. На языке лакота бегло говорят люди не моложе 65 лет, таких единицы. Умирает каждый четвертый младенец. Фармацевтические компании отбирают наиболее крепких детей у семей, помещают их в приюты и испытывают на них лекарства. В том числе такие, которые изменяют психику. Это еще не самое криминальное. В резервациях крадут детей и продают их на органы, на опыты, в том числе психиатрические. Несколько дел возбуждено против таких похитителей детей. В школах детей индейцев процветает битье и физические наказания.

Историк Герберт Т. Гувер, почетный профессор Университета Южной Дакоты, специализирующийся на истории отношений индейцев и белых сказал, что «Рассел был тем, кто хотел добиться для индейцев их гражданских прав».

Против Рассела Минса потом еще не раз пытались организовывать провокации. Под различными предлогами его арестовывали - в том числе по обвинению в «препятствии закону» во время столкновений в 1974 году между «Движением за права индейцев» и полицейскими в здании суда в Сиу Фолс. Несмотря на это он продолжил свою деятельность.

От спирта в резервации умирает 75% людей, от табака - 24%. Однажды Минс и еще шесть активистов решили перекрыть пути провоза алкоголя в резервацию и встали на границе с Небраской. Но приехала полиция. Их арестовали, а торговцев даже не тронули. 

В резервациях массово болеют туберкулезом, полиомиелитом - болезнями, в США побежденными. Гипертония, диабет - даже эти недуги в резервациях встречаются во много раз чаще, чем в белых районах. Все это вызвано специфической бесплатной кормежкой, которой пичкают поколение за поколением. В бесплатной еде нет ничего, кроме углеводов, а на другую еду у двух третей народа нет денег. Нигде в США нет таких показателей по болезням и по смертям. В резервации вода отравлена урановыми рудниками, которые разрабатывают, не соблюдая нормы безопасности. Индейцы болеют раком и всеми сопутствующими заболеваниями, родятся больные дети, много выкидышей.

В 1977 году Минс был делегатом на проходившей в Женеве конференции по вопросам дискриминации в отношении коренного населения Америки. В качестве одного из основных докладчиков, он призвал рекомендовать участие индейцев в Организации Объединенных Наций: «Мы живем в чреве чудовища, и это чудовище - Соединенные Штаты Америки».

Среди попыток войти в национальную политику было его согласие участвовать в качестве кандидата на пост вице-президента в избирательной кампании Ларри Флинта. В  1987 году Минс выдвинул себя на пост кандидата в президенты от Либертарианской партии, но проиграл конгрессмену Рону Полу.

В его актерской карьере более 30 ролей в кино и на телевидении, в том числе в фильме «Последний из могикан» и озвучивание отца главного героя в «Покахонтас».

Переход означает «из активистов в актеры» был признан естественным. По выражению одного продюсеров фильмов с индейской тематикой, «Рассел всегда был очень фотогеничен, красноречив, способен синтезировать сложные политические идеи и, с его длинными черными косами и статным телосложением, интересен для СМИ. Он был достаточно умен, чтобы понимать, что от него хочет пресса. Он использовал систему».

Оливер Стоун, который снял Минса в фильме «Прирожденные убийцы», сказал, что у него была «своя собственная магия».

В 2007 году он был в числе 80 демонстрантов, которые были арестованы в Денвере после блокирования «парада в честь Христофора Колумба» - считая его праздником геноцида.

 В конце 2007 года Минс и большая группа индейцев из Южной Дакоты провозгласила суверенитет Республики Лакота от США и прекратила свое гражданство. У себя на ранчо Минс открыл и финансировал школу, где обучают на языке Лакота…

На сайте республики Лакота есть замечательные слова Махатмы Ганди: «Сначала Вас игнорируют, потом смеются над Вами, потом борются с Вами, а потом Вы побеждаете».

Минс уже победил – тем, что поднял дух своего угнетенного народа: «Мы революционная, боевая организация, главной цели которой всегда были духовность. Я не хочу, чтобы меня запомнили как гражданского активиста. Я хочу, чтобы меня запомнили как патриота-индейца».

Достойный путь сына своего Народа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий